Main

программа развития школы

 

1.1.        Структура общеобразовательного учреждения и контингент учащихся:

Класс

Общее кол-во классов

Общее кол-во учащихся

В том числе в классах

общеобразо-вательных

с углубленным изучением предметов

профильных

специального (коррекционного) образования (___ вида)

других направлений (компенсирую-щего)

Кол-во классов

Кол-во уч-ся

Кол-во классов

Кол-во уч-ся

Кол-во классов

Кол-во уч-ся

Кол-во классов

Кол-во уч-ся

Кол-во классов

Кол-во уч-ся

Подг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1-ые

3

56

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2-ые

3

70

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3-и

3

72

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4-ые

3

62

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5-ые

3

68

 

 

 

 

 

 

 

 

1

14

6-ые

4

75

 

 

 

 

 

 

 

 

2

24

7-ые

4

88

 

 

 

 

 

 

1

10

 

 

8-ые

4

67

 

 

1

17

 

 

1

12

1

13

9-ые

5

80

 

 

1

16

 

 

1

5

1

9

10-е

2

49

 

 

 

 

1

22

 

 

 

 

11-е

3

56

 

 

 

 

2

56

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.        Средняя наполняемость классов:

1-4 – 21 учащихся

5-7 – 21 учащихся

8-9 – 16 учащихся

10-11 – 21 учащихся

 

1.3.        Режим работы учреждения:

в начальной школе – двусменка, пятидневка с 8.30 – 12.10; 13.15 – 16.50

в основной школе – односменка, пятидневка с 8.30 – 14.00

в средней школе – односменка, шестидневка с 8.30 – 14.00

·        Продолжительность урока 45 минут

·        Время проведения факультативных, индивидуальных, элективных, групповых занятий, работа кружков, секций – с 15.00 по расписанию.

·        Сменность, количество классов, обучающихся во вторую смену (II смена

5 классов).

1.4. Формы получения образования:

Формы получения образования

Кол-во учащихся, получающих образование в данной форме

Очная

750

Очно-заочная (вечерняя)

 

Заочная

 

Семейное образование

 

Самообразование

 

Экстернат

 

 

 2.1. Общие сведения о школе и контингенте учащихся.

 МОУ СОШ № 1 г. Верхнеуральска была открыта, как средняя в 1936 году. В 1986 году было построено новое типовое 3-х этажное здание.

Школа расположена в новом микрорайоне города. В микрорайоне школы расположена районная больница, поликлиника, почта России, Связьинформ, районный краеведческий музей, дом культуры, типография.

В 1999-2000 учебном году школа прошла аттестацию и получила лицензию и аккредитацию на 5 лет.

В 2006 году школа прошла повторную аттестацию и получила Лицензию на право осуществления образовательной деятельностью за № 2294 от 14 июня 2006 года и свидетельство о государственной аккредитации за № 218 от 4 января 2002 года и получила статус – общеобразовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа.

По состоянию на первое сентября 2006-2007 учебного года в школе обучается 743 учащихся (37 классов-комплектов), из них в начальной школе – 261 ученик (12 классов-комплектов), в основной школе 377 учащихся (20 классов-комплектов), в 10 – 11-х классах 105 учеников (5 классов-комплектов).

В основной школе 3 класса специально-коррекционных (7а, 8в, 9д),

5 классов компенсирующего обучения (5б, 6а, 6г, 8г, 9г), один класс (8а) с углубленным изучением математики и один класс (9в) профильного обучения.

В средней школе 3 класса профильного образования:

- два (10б, 11б) – физико-математических

- один (11в) – гуманитарный

По материальному положению семьи школьников распределяются следующим образом: семьи с низким уровнем доходов – 15%, со средним – 78%, с высоким – 7%. Большинство семей проживают в малогабаритных квартирах двухэтажных домов или в неблагоустроенных частных домах.

По группам здоровья учащиеся распределены следующим образом:

I группа – 48 %

II группа – 37 %

III группа – 15 %

У учащихся преобладают такие виды хронических заболеваний, как нарушение зрения, осанки, плоскостопие, ВСД, ОРВИ, кариес.

Набор учащихся в школу осуществляется преимущественно из микрорайона расположения школы.

Из детских садов в школу поступают за последние 3 года 60-70 человек. В основную и среднюю школу прибывают учащиеся из села и

г. Магнитогорска.

 Обучение проводится в начальной школе в две смены, в основной и средней – в одну смену. Режим работы начальной и основной школы – пятидневная учебная неделя, в средней школе (9 – 11-е классы) – шестидневная учебная неделя.

Традициями школы являются:

- открытость образовательного процесса

- уважение к личности ученика и педагога;

- стремление педагогического коллектива оказывать поддержку всем участникам образовательного процесса;

- создание условий для развития каждого учащегося с учетом его индивидуальных образовательных возможностей;

- организация непрерывного образования учащихся;

- признание любых позитивных изменений в процессе и результатах деятельности в качестве достижений ученика;

- сохранение и передача передового опыта;

- ориентация на использование передовых педагогических технологий в сочетании с эффективными традиционными методами обучения;

- активное включение выпускников школы в образовательный процесс

 

2.2. Организация образовательного процесса

Учебный план школы создан на основе федерального базисного учебного плана, областного базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Челябинской области и скорректирован с учетом специфики школы.

Спецификой учебного плана школы является то, что в нем за счет регионального и школьного компонента увеличено количество часов, отводимых на изучение отдельных предметов. Так в профильном классе (11В) на русский язык добавлено 2 часа и один час на литературу, а также введено изучение предмета МХК – 1 час.

В классах физико-математических увеличено количество часов на изучение математики, информатики и физики.

В 8-х классах добавили 1 час на изучение химии (того требует программа по Габриеляну).

Интегрированы курсы Биология Экология. С целью уменьшения перегрузки учащихся введено ряд элективных курсов, факультативов, групповых занятий, которые вынесены за рамки расписания.

По решению педагогического Совета с 2003-2004 года введена промежуточная аттестация учащихся 10-х классов. Реализуя цели адаптивной школы педагогический коллектив обеспечивает доступность образования учащихся с низким уровнем обученности. В школе

скомплектованы классы специально-коррекционные по 7 виду и классы компенсирующего обучения (в основной школе). Кроме того организовано обучение учащихся на дому и по индивидуальным программам. С 2006-2007 года организовано дистанционное обучение учащихся 11-х классов. Часы технологии в 10-х, 11-х классах переданы в центр непрерывного образования для получения учащимися профессиональной подготовки по специальностям:

- водитель категории «С»

- парикмахер

- кулинар

- радиотехник

- медицинская сестра

 Система дополнительного образования школы используется для мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Оно направлено на создание условий для развития личности каждого школьника посредством диверсификации образовательной среды.

В школе реализуются программы дополнительного образования детей по следующим направлениям:

- художественно-эстетическое;

- культурологическое;

- естественнонаучное;

- физкультурно-спортивное;

- краеведческое.

По краеведческой работе широко используется педагогами школы материалы школьного музея, краеведческого городского музея. Все это создает благоприятные условия для формирования научного мировоззрения, нравственно-духовной культуры учащихся и перевода из в социокультурную гуманистическую деятельность.

Школа тесно сотрудничает с Магнитогорским педагогическим университетом. Реализует программу сотрудничества с ассоциацией педагогов иностранного языка по Оксфордской программе. В школе организовано 4 группы учащихся по обучению английскому языку. Реализуя программы дополнительного образования школа тесно сотрудничает с Музыкальной районной школой искусств, детской юношеской спортивной школой и т.д.

 

2.3. Внешние связи школы

Школа является опорным методическим центром по внедрению и расширению передовых инновационных технологий в образовательном процессе.

На базе школы в 2005 году открыт Межшкольный методический центр. Н базе ММЦ проходит обучение учителей города и района в использовании ИКТ в работе.

На базе школы регулярно проходят семинары и мастер-классы для педагогов, заместителей директоров и руководителей ОУ. Проводятся районные олимпиады по всем предметам.

В 2004-2005 учебном году педагогический коллектив провел семинар для руководителей ОУ района по теме:

«Синергетический подход к управлению интерактивными формами обучения и воспитания».

В 2005-2006 году районный семинар учителей русского языка: «Работа с одаренными детьми – как важное условие активной учебной деятельности».

В 2006-2007 учебном году прошел районный семинар учителей начальной школы по теме:

«Инновационные процессы в преподавании учителей начальной школы».

Мастер-класс по биологии, химии, русскому языку, технологии, начальным классам:

«Реализация педагогических инициатив через популяризацию передового педагогического опыта работы с использованием информатизационных технологий»

 

 

Кадровые ресурсы

Школа укомплектована кадрами полностью. В настоящее время в школе работает 52 педагога

 

а) по уровню образования:

Категория специалистов

Высшее педагогическое

Незаконченное высшее

Среднее специальное

Среднее

Учителя начальных классов

5

-

7

-

Учителя 2 и 3 ступени обучения

38

2

-

-

б) по стажу работы:

1 – 3 года

4 – 10 лет

11 – 20 лет

свыше 20 лет

свыше 30 лет

2

9

18

18

5

в) по квалификационным категориям

Работники с высшей категорией

с 1 квалификационной категорией

со 2 квалификационной категорией

13

37

1

г) количество работников, имеющих отличия

Почётный работник образования РФ

Заслуженный учитель

Отличник просвещения

3

1

1

 

 

 

 

 

 

 

Получившие награды в районном конкурсе «Учитель года» - 3

Получившие: Грант Президента  - 1

                         Грант Губернатора Челябинской области – 1

 

В школе работает методический совет школы и методические объединения учителей-предметников:

Ø      Учителей русского языка, литературы, иностранных языков

Ø      Учителей математики, физики, информатики

Ø      Учителей истории и обществознания

Ø      Учителей химии, биологии, географии

Ø      Учителей начальных классов

Ø      Художественно-технологическое (учителя технологии, ИЗО, черчения, музыки, ОБЖ)

 

Программа не является догмой, она открыта для внесения корректив по ходу реализации, предусматривает постоянный анализ выполнения разделов программы с учётом новых реальностей образовательного процесса.

  

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ

 

  1. Наше видение миссии школы.

Мы хотим построить школу равных возможностей (адаптивную).

Адаптивная школа – это школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся одарённые и обычные дети, а также дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Исходя из этого, структура образовательного учреждения функционирует в рамках трёх ступеней:

1 ступень – начальные классы;

2 ступень – основная школа;

3 ступень – средняя школа.

В течение нескольких лет педагогический коллектив знакомился, изучал и апробировал различные педагогические технологии. Для достижения новых целей образования школа выбрала стратегическую идею – реализацию личностно-ориентированного образования.

Личностно-ориентированное образование – это образование учащихся в школе, направленное на воспитание каждого ученика развитой самостоятельной личностью. При этом воспитание личности есть сверхзадача, по отношению к которой обучение знаниям, умениям и навыкам, необходимое для образования, выступает как средство образования.

Чтобы правильно организовать личностно-ориентированное образование учащихся, надо установить те условия и факторы, которые определяет процесс формирования  личности человека. Этими условиями и факторами являются:

ü      природные задатки человека, определяющие возможности развития его личностных способностей и черт характера.

Они могут быть ярко выражены и очень незначительными. В процессе жизни, воспитания и самовоспитания эти задатки могут быть развиты в способности и таланты, а могут быть и погублены неразумным воспитанием. При разумном воспитании добрые задатки укрепляются, развиваются, а дурные – сглаживаются. Главное - воспитание должно быть направлено на развитие у каждого школьника силы воли для преодоления соблазнов и слабостей, таящихся в природе человека и в окружающей среде;

ü      особенности семьи и её отношение к ребёнку. Сейчас семейное воспитание переживает тяжелейший кризис: распространение преступности, пьянства, курения, наркомании, огромное число разводов, приводят к тому, что значительное число детей не получают семейного воспитания. Поэтому школа должна возмещать издержки семейного воспитания. Это одна из важнейших задач школы в современных условиях;

ü      социальная среда, в которой живёт и развивается человек.

Это и среда непосредственного окружения человека (микросоциум) и более широкая, которая оказывает на него воздействие опосредованно, через создание общественного мнения, шкалы ценностей, господствующих взглядов;

ü      воспитательное учреждение, в котором получает образование человек. От того, какое это учреждение, какие цели оно реализует, какова социальная среда, создаваемая в нём, каково его влияние на обучаемых воспитуемых, решающим образом зависят особенности и характер формируемой личности учащегося.

 

Решение этой проблемы и определяет концепцию такого образования – мы выбираем для себя адаптивную модель школы, которая реализует личностно-ориентированную концепцию образования.

 

Система личностно-ориентированно образования в адаптивной школе должна состоять из следующих подсистем:

 

Система личностно-ориентированного образования

1. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребёнка

Психологическая служба

2. Классно-урочные занятия

Программа

образования

3.Занятия по выбору учащихся, факультативы, НОУ, спецкурсы, профили

4. Самообразование

5. Клубная (внеурочная) работа школы

Программа

воспитания

6. Общешкольное ученическое соуправление и самоуправление

7. Трудовая деятельность учащихся

Социальная

служба

8. Сохранение и укрепление здоровья школьников, социальная адаптация ребёнка

 

Личностно-ориентированное образование в школе направлено на воспитание каждого ученика внутренне свободной личностью, ищущей своё место в обществе в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями с тем, чтобы жить полной, осмысленной и творческой жизнью.

 

  1. Основополагающие идеи организации жизнедеятельности школы.

Учащиеся в школе, осуществляющей личностно-ориентированное образование, должны не просто учиться и воспитываться, а жить полной, эмоционально насыщенной жизнью, в которой они могут удовлетворять свои природные, социальные и духовные потребности и подготовить себя к взрослой самостоятельной жизни в качестве нравственного, законопослушного члена общества, нашедшего своё место в жизни, приносящего своей деятельностью счастье себе и добро и пользу всему обществу. Исходя из этого школа ставит перед собой следующие цели:

 

Ø      Отработка модели новой перспективной адаптивной школы как наиболее отвечающей меняющимся социальным и педагогическим условиям;

Ø      Обеспечение равных условий для реализации конституционного права граждан на образование;

Ø      Создание условий для непрерывного образования в соответствии с интересами личности;

Ø      Повышение роли образования в воспитании личности;

Ø      Обеспечение социальной защищённости участников образовательного процесса.

Задачи:

ü      переход к универсально-профильному образованию;

ü      поиск новых форм наполнения содержанием БУП;

ü      определение педагогической основы и создание соответствующей базы для последующего формирования детской самодеятельной организации, объединяющей разнообразные зоны развивающей деятельности (кружки, секции, общества, система соуправления и самоуправления;

ü      активизация деятельности психологической службы в определении перспектив развития школы;

ü      совершенствование работы, направленной на демократизацию процесса обучения и взаимодействие субъектов образовательного процесса «ученик-родитель-учитель»;

ü      совершенствование системы воспитания здорового образа жизни, системы здоровьесберегающих технологий обучения и формирование у учащихся целостного отношения к своему здоровью;

ü      более глубокое овладение техникой составление учебного плана школы, более оптимальное использование возможностей.

 

В основу учебно-образовательного процесса педагогический коллектив закладывает следующие принципы:

ü      гуманизации образования, предполагающей индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса;

ü      демократизации управления школой и взаимоотношений учительского и ученического коллективов;

ü      преемственности в обучении, когда изучаемые понятия получат в дальнейшим своё развитие и обогащение.

 

 

Перспективы и ожидаемые результаты школы

личностно-ориентированного обучения

 

Сложившаяся система работы школы позволяет, исходя из решения триады задач – вариативности, обеспечения дифференциации и гуманизации образовательного процесса при создании системы психолого-педагогического мониторинга, -  перейти к реструктуризации учебно-воспитательного процесса и реорганизации системы управления.

1 ступень – начальная школа; традиционные программы и программы развивающего обучения – Л.В. Занкова и «Школа 2100»; переход на 4-х летнее образование; пропедевтические курсы.

2 ступень – основная школа (5 – 9-е классы): расширение круга образовательных услуг за счёт вариативной части – спецкурсов, факультативов, НОУ, групповых занятий с одарёнными детьми, пропедевтических курсов.

3 ступень – средняя школа (10 – 11-е классы): от изучения предметов по выбору к профильному обучению; довузовская подготовка учащихся.

  

Этапы освоения и внедрения

новой концепции развития школы

 

1 этап (2005 – 2007 гг.) – составление программы развития школы: образовательных и воспитательных проектов; защита проектов, апробация и внедрение.

2 этап (2007 – 2008 гг.) – практический – корректирование проектов, организация адаптивного учебно-воспитательного процесса.

3 этап (2008 – 2010) – результативный – самоконтроль и экспертная оценка результатов обучения, воспитания и развития.

 

 

  1. Модельное представление школы.

 

На протяжении нескольких лет в школе реализовывался личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании, сложилась определённая модель работы образовательного учреждения:

 

ступени образования

начальная школа

6-9 лет

основная школа

10-14 лет

полная средняя школа 15-17 лет

виды дифференциации

уровневая, внутренняя

уровневая, внешняя и внутренняя

уровневая, профильная

содержание образования

предметы, обеспечивающие Федеральный стандарт образования

изучение иностранного языка со 2-го класса

углубленное изучение математики

профили: физика и математика, русский язык и литература

Особенности организации работы в школе

традиционные уроки с элементами развивающего обучения

работа по системе

Л.В. Занкова

концентрированное изучение предметов

алгебра-геометрия история-обществознан. Биология-экология

алгебра-геометрия-ОИ и ВТ, история-обществознание биология-экология

физика-астрономия литература-МХК

математика

русский язык

литературное чтение

школьный компонент

черчение, химия,

ОИ и ВТ, алгебра,

физика, астрономия

информатика, алгебра, русский язык, литература

 

 

В основу организации образовательного и инновационного процессов в нашей школе положен системно-деятельный подход, который:

 

ü      способствует раскрытию в каждом школьнике творческого потенциала и развитию его потребностей и способностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя;

ü      пробуждает деятельное начало, пронизывающее все ступени обучения и все формы работы с детьми, которое позволяет строить образовательный процесс в форме диалога и творчески как для учителя, так и для ученика.

 

Образовательный процесс, ориентированный на подготовку личности к жизни в современном мире, характеризующимся нестабильностью, наличием проблем и проблемных ситуаций во всех потенциальных сферах деятельности выпускника школы, потребностью в усвоении быстро меняющихся знаний, должен обеспечить:

а) мобильность выпускника школы, способность к самостоятельному освоению знаний, возможность развития в себе требуемых умений;

б) овладение поисковым, проблемным, исследовательским, продуктивным типами деятельности.

 

Особенности и условия построения

личностно ориентированной модели школы:

1.           Создание индивидуального облика школы – выявление оригинальности, особенности школы осуществляется на принципах объединения всего коллектива и постепенного включения его в увлечённую работу.

2.           Отношения учителей и учащихся строятся на основе взаимного уважения, принятия друг друга, соучастия, сопереживания, сотрудничества, сотворчества.

3.           Позицию учителя в учебном процессе определяет отказ от авторитаризма, принуждения и принижения личности ученика, поиск педагогических технологий и методов и техники работы учителя природосообразной, личностно-ориентированной, здоровьесберегающей направленности.

4.           Дифференциация и индивидуализация обучения достигается путём организации нетрадиционных уроков: модельных, эвристических, проблемных, дискуссионных, рефлексивных, а также практикумов, экскурсий, коллективной работы на уроке (парной, микрогрупповой, бригадной и тд.).

 

Создавая условия построения личностно-ориентированной модели школы, педагогический коллектив добивается высокого качества образования. Степень обученности учащихся за последние три года стабильно сохраняется на допустимом и высоком уровнях, составляя по школе от 94% до 98,6%. Количество отличников составляет 5% от общего числа учащихся, окончивших учебный год на «4» и «5» - 40% (от общего кол-ва учащихся)

 

Педагогический коллектив успешно осваивает и внедряет в работу инновационные учебные программы на всех ступенях образования.

Процент учащихся, успешно освоивших инновационные учебные программы составляет в среднем от 12% до 22% (от общего количества учащихся).

На протяжении 5 лет школа является приемным пунктом сдачи ЕГЭ в районе. Качество знаний, показываемых выпускниками на ЕГЭ в школе

- в 2004 году от 48 баллов до 75 баллов (средний балл)

- в 2005 году от 48,1 до 63,7 (средний балл)

- в 2006 году от 41 до 56

Спектр выбираемых предметов в форме ЕГЭ разнообразный (русский язык, литература, история, физика, химия, биология, география, обществознание).

Ежегодно среди выпускников школы есть и «золотые» и «серебряные» медалисты:

- 2004 год – 11 «серебряных» медалей

- 2005 год – 7 «серебряных» медалей

- 2006 год – 1 «золотая» медаль,

                     4 «серебряных» медали

Медалисты подтвердили результаты на вступительных экзаменах. Выпускники школы поступают в ВУЗы ежегодно от 64% до 74%.

Постоянная работа педагогического коллектива по обновлению содержания образования дает положительный результат в успехах учеников на итоговой аттестации за курс основной школы. Так процент усвоения базового уровня – 96,9% выше базового – 35,9%. Следует отметить, что за последние три года идет сокращение числа второгодников с 2% до 1%. Педагогический коллектив творчески подходит к работе с одаренными детьми. Результатом этой работы является увеличивающее количество победителей и призеров районных, областных, региональных, федеральных олимпиад и конкурсов.

Учащиеся активно выступают на региональных конкурсах по биологии, экологии, занимая призовые I места и являются районными стипендиатами, их в школе 6 человек.

Успешно выступают спортсмены школы на областных, региональных и международных соревнованиях. Среди них 3 мастера спорта по Тхэквондо – обладатели черного пояса (4 класс - Валитов Руслан, 8 класс - Иванова Ольга, выпускница 2005 года Калашникова Анастасия). Они выступали на международном турнире в Санкт-Петербурге, чемпионы Челябинской области по Тхэквондо.

  

ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

 

Педагоги школы владеют технологиями личностно-ориентированого обучения. Они используют в образовательном процессе на всех ступенях обучения современные образовательные технологии:

- развивающего обучения

- разноуровневое

- проблемное обучение

- коллективную систему (КСО)

- исследовательские методы

- проектные

- модульного и блочно-модульного

- лекционно-семинарско-зачетная система обучения

- технологию развития «критического мышления»

- технологию использования в обучении игровых методов

- обучение в сотрудничестве

- информационно-коммуникативные технологии

- Здоровьесберегающие

- систему инновационной оценки «Портфолио»

 

С 2006-2007 учебного года начали осваивать технологию дистанционного обучения.

В 2005-2006 учебном году – 73,2% учителей прошли обучение на курсах ИКТ – компетенций на базе ММЦ.

3,8% на базе ЧИППКРО.

В 2006-2007 учебном году 23% на базе ММЦ.

 

Так к январю 2007 года 100% учителей получили знания работы ИКТ – компетенций. Используя цифровые образовательные ресурсы 40,8% учителей систематически проводят уроки с использованием АРМ. Всего в школе 2 компьютерных класса, 4 АРМ учителя, АРМ библиотекаря.